Пережить ноябрь в Эстонии – миссия выполнима!

В общем, блоггер из меня хреновый. Пост начинала в ноябре, заканчиваю в феврале, уже вернувшись домой 😉

Итак, декабрь подкрался очень быстро, на Ратушной площади еще 10 ноября установили елочку, а 18-го уже открыли рождественский рынок! В этом посте я хочу рассказать о том, что случилось за половинку октября и ноябрь и декабрь в моем проекте и раскрыть такую тему, как решение проблем и конфликтов – понятное дело, в EVS, но я думаю, что и на все жизненные ипостаси это может распространиться.

Должна сказать, что с самого начала проекта я очень боялась ноября – все говорили о том, что это самый ужасный месяц, потому что темнеть начинает очень рано, солнца нет и настроение у всех на нуле, заняться нечем и можно просто упасть в депрессию и не выходить из нее, пока не наступит рождественское и предновогоднее настроение.

Что ж, не могу сказать, что месяц дался легко, но и не так страшен черт, как его малюют – пережить этот месяц вполне реально, и я говорю не о жалком влачении существования, а о вполне себе нормальной такой EVS жизни 😉 Все чаще и чаще, к концу проекта я сталкиваюсь с двумя вещами, которые надо балансировать на чаше весов – все же, я здесь один раз, и надо каждый день, каждый выходной день в особенности делать особенным, незабываемым, ведь неизвестно, когда я еще вернусь в это место или со мной рядом будут эти люди, НО через 10-то месяцев появляется и определенная рутина, которой хочется и надо придерживаться, ведь EVS – это и обычная жизнь тоже. И в общем-то, как между этими двумя понятиями лавировать, непонятно 😉

А еще, как-то так получилось, что именно в этом месяце и за последние пару-тройку недель я встречаю достаточно много новых людей и все они спрашивают – откуда ты? надолго ты? сколько тебе осталось? и когда они слышат, что я уезжаю после Нового года, они все грустно качают головой, сетуют и спрашивают: “So, how does it feel?”, а еще хуже если добавляют – “What are your plans upon coming back to Russia?”. Вот это вопросы, которые EVS волонтерам задавать точно не надо. Даже если это волонтер, который знает, что он будет делать по возвращению, имеет план и какое-то видение, ему просто сложно ответить на этот вопрос, морально! Дайте, в конце концов, понаслаждаться тем, что осталось, у меня и своих мыслей в голове достаточно 😉

В октябре я была осчастливлена приездом в Питер Оли – был у меня российский get-away на выходные! Порадовалась ценам на театр, еду и книги и довольная вернулась обратно в Таллинн.

А в конце месяца меня ждало задолго запланированное путешествие в изумрудную Ирландию к моей подруге! Визу в Ирландию нужно отдельную, она не входит в шенген, поэтому если вы, как и я, купитесь на дешевые билеты от ryanair (а они есть!), помните о том, что нужно заложить время на визу – ее можно сделать в посольстве Ирландии прямо в Таллинне, кому интересно по документам – пишите, расскажу!

Там у меня была классная возможность встретиться с экс- и настоящими волонтерами EVS, делающих свой проект на этом острове, чему я как всегда несказанно рада! Рада тому, что люди из и-мэйлов материализуются в настоящих! А еще я там знатно погрелась – в ноябре солнце припекало, в то время как лента пестрила фотками заснеженной Эстонии 😉

Еще в ноябре Национальное агентство Эстонии организовывало очень классное мероприятие, вовлекающее волонтеров со всей страны! Называлось это действо “Culture to the jar” и предполагало донесение культуры разных стран молодежи в молодежных центрах в городах и в маленьких деревнях через ЕДУ! Очень простой, понятный и вкусный способ! Я подписалась под участие в двух молодежных центрах – в Курессаре (признаюсь, по меркантильной причине того, что хотела поехать со своей соседкой к нашему общему другу-испанцу) и в Пыльтсамаа (тоже по меркантильной причине того, что наслышана о том, насколько классный там сам молодежный центр). В обоих местах совместно с ребятами из молодежного центра мы готовили солянку и сырники! В Пыльтсамаа я была одна. Ребят было немного и помогать они особо не хотели, только есть 😉 И сотруднице центра, которая говорила по-английски и вначале показала мне все его прелести (никогда не устану восхищаться, они настолько классные!) пришлось уйти и это был мой редкий опыт общения на пальцах и на базовом эстонском 😉 И вообще должна отметить работу эстонского агентства с волонтерами – придумывают много мероприятий, приглашают к участию! Просто молодцы.

А в Курессаре (столица острова Сааремаа) мы отправились уже на пару с Джулией, моей подружкой-соседкой-со-волонтеркой из Италии! И там мы готовили не на кухне молодежного центра, а на кухне театрального кафе!! И это было словно открыть подарок от Деда Мороза – профессиональная кухня со всем нужным, кучей специй, острые ножи, хорошее оборудование! Друзья рядом и очень активные дети, которые хотели принимать участие в готовке! В общем, это был очень запоминающийся день! Помимо классных фоток на память осталось еще и видео:

А потом мы гуляли по красивому заснеженному городку, у которого своя, островная особая атмосфера.. И я все больше в этот городок влюблялась. И вернулась-таки через несколько дней, уже на молодежную инфо-ярмарку! Встретить там ребят, говорящих по-русски, практически невозможно. НО! Даже самые маленькие, присутствующие там (10-12 лет) отлично говорили и понимали по-английски.

20161116_144057

Ноябрьские путешествия по Эстонии на этом не закончились, и в один из выходных мы отправились в знаменитый городок Вильянди – культурную столицу. Там находится культурный колледж, и помимо этого город еще называет хипстерской столицей Эстонии 😉 Из всех маленьких городков он мне понравился больше всего – там старинные руины замка, узкие опрятные улочки, озеро, вокруг которого мы дали круг здоровья в 13 км, только после которого наш милейший хост Куба из Польши (Куба, читаешь? Привет! 😉 разрешил нам пойти в знаменитое в Вильянди кафе Roheline maja с вкусным кофе и пироженками 😉 Вечером смотрели русские и польские фильмы и просто кайфовали. Доехать до Вильянди, как и до многих других городов в Эстонии можно доехать за 1-2 евро по распродажам от Simple express, главное – поймать.В планах – вернуться на масштабный музыкальный фестиваль фолк-музыки, проходящий там каждое лето. Уже в январе больше 80% билетов было раскуплено, это что-то значит! И вообще маленькие города в Эстонии – супер. Много мероприятий, есть куда сходить и все в шаговой доступности – отличная комбинация.

Еще удалось посетить Кохила – это небольшой городок в 40 минутах езды от Таллинна, там тоже есть проекты у ESTYES. Мы навестили Анжелику из Украины – волонтера там и она нам сделала мастер-класс по вареникам! Вроде не оплошали.

3xc9dw968wa

И мы съездили в еще одно интересное место под названием SOS village – это особый вид приюта для детей, оказавшихся без родителей – они живут в отдельной деревне в домах с мамами и папами, для которых это – работа! У нас была возможность прийти в такой дом и пообщаться с мамой – у которой невероятная работа! Находится это место неподалеку от Кейла, где в молодежном центре работает наш коллега-волонтер Каспер из Польши – и мы познакомились с его классным центром тоже, где есть своя звукозаписывающая и музыкальная студия! Дорогая молодежь Эстонии в даже маленьких уголках – развивайся-не хочу.

А еще в ноябре моя организация ESTYES сделала для всех своих волонтеров (которых по всей Эстонии насчитывается больше 40!) так называемый трехдневный re-union – мы много рефлексировали о своих проектах, знакомились, придумывали свои мини-проекты и делились опытом и хорошо проводили время. Плюс иметь большую координирующую организацию 😉

Все это время я также посещала курсы старославянской каллиграфии при Украинском культурном центре – удивительном месте в Старом городе, где находятся греко-католическая церковь, производство бумаги, курсы каллиграфии и многое другое. Невероятная атмосфера, всем советую зайти! Я хотела ходить туда почаще и поэтому выбрала курсы каллиграфии 😉

20161121_192133.jpg

Благодаря все тому же агентству, нам посчастливилось принять участие в Дне открытых дверей эстонского МИДа! Это был первый раз, когда они делали экскурсии на английском языке. Мы прошли через все учреждение, нам рассказывали об истории, о разных дипломатических приемах и о том, как все работает и еще на отдельную встречу с нами пришла глава консульского отдела с интересными историями. Больше всего запомнились утверждения молодого и амбициозного советника министра о том, что Россия – очень серьезный враг и угроза и потолок в одном из залов, полностью выложенный банками из-под шпрот! И очень порадовала открытость сотрудников министерства и готовность все показать и рассказать!

20161118_123629.jpg

Еще в декабре в Эстонии проходила классная акция от Банка еды – 10 декабря в некоторых супермаркетах по всей стране люди могли пожертвовать еду малоимущим семьям. Я стояла на входе в крупный супермаркет недалеко от моего дома и информировала приходящих о том, что они могут купить крупы, консервы, шоколад – в общем, все, что не скоро портится и положить на выходе в корзины Банка еды – все собранное пойдет нуждающимся. Выводы?

Во-первых, самые красивые и богатые с виду пары – дамочки в шубках и лоснящиеся мужчины, вышагивающие с ними рядом – даже не берут флаер и естественно не жертвуют. Хотя понятно, что от пачки гречки они не обеднеют. Кому-то очень важно, отдавая свое пожертвование, обязательно посетовать на то, что надо зарплаты у рийгикогу понижать, а не еду в супермаркетах собирать. Кто-то молча кладет целый пакет и быстро уходит, “спасибо” кричишь им только вслед. Добрая половина людей качает головой, увидев нас на выходе, потому что забыли пока ходили. Другая половина посылает детей положить товары в корзину, чтобы они с малых лет привыкали помогать. Подошел один мужчина, который выглядел так, что я подумала, он хочет попросить у нас этой еды, так как он – целевая аудитория. Посмотрел, вернулся через 15 минут и сказал – я сам голодал, держите. Еще один принес ворох дорогих сыров и пирожных, сказал, что это все его любимое, он извиняется, что у них срок годности небольшой, но это так вкусно, что он не может не поделиться. Но наповал сразил паренек, который пробегал мимо, вытащил двадцать евро и со словами “Войдите в положение, тороплюсь, купите сами что надо” сунул их нам и убежал.

Да, закономерностей нет. И наверное не важно, в какой форме это делается – делается же, и это супер!

По работе я продолжала с посещением школ, сделала Солянку – к сожалению, завершающую, приняла участие в классной крупной инфо-ярмарке для молодежи Teeviit, где стояла у стенда Национального агентства Эстонии и нашла себя в рассказах о программах для русскоязычных ребят. Еще я провела оценочное мероприятие для ребят, которые ездили на проекты от ESTYES, под названием “I’ve experienced” – в течение всего дня мы делали разные упражнения, которые позволяли им оценить свой опыт участия в международных проектах и понять, что он им принес. Это был еще один мой мини-проект и я им очень довольна 😉

И в декабре конечно же отмечается день волонтера! В его честь я выступила на радио (сколько раз там была за год, не счесть!) и немного помогла с конференцией с представителями волонтерских организаций из Латинской Америки, которые приехали к нам в Таллинн на семинар.

Погода в это время была совсем не зимняя. В основном солнце отсутствовало, как и снег. Темнело в районе трех-четырех, а небо было все время заволочено серыми облаками (хотя, пару солнечных дней все же было). Частенько шел мелкий противный дождь. Дабы не впадать в депрессию, я делала рейды по музеям (могу порекомендовать бесплатный музей Банка Эстонии, а в музей оккупации сходить разве что для галочки – эскпозиция состоит в основном из видео-записей. И не пожалейте денег сходить в подземные бастионы башни Кик-ин-де-Кок), много гуляла – по любимым старым маршрутам вокруг телебашни, а один раз забралась далеко в Нымме, к замку Глена, где в советское время снимался фильм про Шерлока Холмса и собаку Баскервилей, грелась кофе в кафешках, думала о том, что скоро все кончится, и иногда ходила в Национальную библиотеку – еще один must-see в Таллинне, вход бесплатный, внутри много прикольных выставок, даже если вы не собрались прийти почитать – можно поглазеть и хорошо провести время!

И вот, нежданно-негаданно, подкрался конец моего проекта, который совпадал с концом 2016-го года!

Ко мне приехала подруга из Германии, а чуть позже – друзья из России, так что времени скучать и тосковать по поводу того, что я уезжаю, совсем не было – мы ходили на потрясающий концерт эстонской фолк-группы Trad attack! (чуть ниже скину видео, оцените обязательно, может быть подсядете, как и я), а на следующий день мы сняли машину и катались по югу Эстонии, заехали в замок Алатскиви, на Чудское озеро, в потрясающее место Таеваскоя – небесные палаты, и в рождественский Тарту под конец дня! До этого я еще навестила своего ментора в Раквере, где каждый год ставят очень необычную елку, в этом году получился индустриальный модерн. И конечно мы много гуляли по Таллинну, показывая его гостям у меня была возможность еще разок пройтись по любимым местам и открыть для себя новые. Новый год мы встретили на площади Свободы под салют – минут за пятнадцать до полуночи я вдруг поняла, что уезжаю через три дня и ревела до тех пор, пока не кончился праздничный салют.

Прощаться с Таллинном было тяжело. Я оставляла позади потрясающих людей и кучу эмоций. Об итогах проекта и моих общих наблюдениях об EVS расскажу в следующем посте, а после этого сделаю отдельные посты про Таллинн и про Эстонию – куда пойти, что делать, где можно сэкономить.

В начале поста обещала рассказать про решение проблем и конфликтных ситуаций на проекте. Должна сказать, что несмотря на то, что я думала, что уж у меня-то при всем тщательном выборе будет идеальный проект без проблем вообще – я ошибалась. Проектов без неурядиц не бывает, и я считаю, что в моем случае именно то, что встречалось на пути в виде проблем, сделало этот проект идеальным – я научилась с ними справляться.

Правило номер один – учитесь быть гибкими. Поставьте себя на место координатора и подумайте: “В данных условиях, получится ли у меня что-то изменить?”. Порой бывает так, что обстоятельства сильнее ваших координаторов. Какие-то исходные данные нельзя поменять. В начале проекта я поняла, что только ради меня никто не будет менять офис организации, а он мне не нравился и был крайне неудобен по некоторым параметрам. Я решила больше времени проводить вне офиса и придумывала себе много занятий, связанных с работой, но в других местах. Но когда я сталкивалась с откровенной несправедливостью, я заявляла об этом.

Поэтому, правило номер два – если вы понимаете, что в вашем отношении что-то делается несправедливо и ваши права ущемляются, не молчите. Не стесняйтесь, не думайте, что координатор и так занят и ему некогда. У вас есть только определенное конечное время на проекте, и это время надо потратить на полную катушку. Говорите сразу, что вас беспокоит, как бы сложно это не было (а это сложно, ведь это не всегда приятный разговор!). Чего точно не надо делать – держать в себе.

Вот такой простой рецепт был у меня. Скоро поделюсь итогами, а пока – насладитесь классным эстонским фолком!

 

Leave a Reply

