Про эстонское лето, перешедшее в осень!

Ух! Вот так, за все лето я ни разу не села за заметки, хотя сейчас понимаю, что надо было найти время и не лениться. Сейчас будет очень длинный пост про мои середину мая-лето в Эстонии, которые перетекли в осень. Он будет длинный и я заведомо знаю, что кто-то его и не дочитает и осознанно иду на этот шаг 😉

Здесь будет про классные места в Эстонии и Таллинне, и лайфхаки как туда попасть и как сделать это подешевле, мои появляющиеся по ходу мысли про EVS, про все-все события и прочее!

Так как мне сложно восстановить точную хронологию событий, то я буду просто писать по пунктам про всякие места сначала в Эстонии, потом про места и события в Таллинне, и пусть они будут не по порядку, но будут 😉

1. Остров Аэгна. Если вы еще не знали, то в Эстонии около 2000 островов. Есть большие и маленькие, обитаемые и необитаемые, но их действительно так много, кто бы мог подумать. В начале июня ко мне в гости приехала замечательная Катя из Новосибирска, которая сейчас на EVS в Литве, в городе Биржай и мы с ней и с экс-волонтеркой в Таллинне Ольгой, которая тут осталась, отправились такой вот EVS командой на этот прекрасный островок. Почему именно туда? Ответ прост – во-первых, вокруг Таллинна всего три острова, до них до всех можно добраться примерно за час, и это был ближайший для нас вариант, а во-вторых, из всех трех островов проезд только на этот – бесплатный для тех, у кого есть транспортная карточка города! 😉 Остров необитаемый. Раньше там была военная база СССР. Паромы туда ходят с мая по октябрь для туристов и всех интересующихся, от Kalaturg – маленького порта неподалеку от Старого города. Калатург, к слову, это рыбный рынок, и если вы поедете в выходные (а мы так и сделали), приходите туда пораньше и купите копченой рыбы на остров 😉 Это идеальное путешествие выходного дня – садитесь утром на паром, расписание можно посмотреть здесь, только приходите часа за 1,5 до отправления, если поедете без билета, а по транспортной карте. Возвращаетесь вечерним паромом, их два. Первыми на борт заходят те, кто купил билет (можно сделать онлайн), если места остаются, то пускают всех остальных, карточку даже не валидируют, просто показываете наличие и все, поэтому важно прийти заранее и занять очередь среди тех, кто бесплатно, чтобы не зря простоять там и вернуться домой не солоно хлебавши. Кораблик небольшой, на палубу можно затащить велосипед, чтобы покататься по острову (правда, за это надо отдельно заплатить), велосипеды напрокат можно также взять на острове. Примерно через 1-1.15 часа вы прибываете на этот крохотный островок. В порту есть маленький киоск, где можно купить мороженое, взять информационный буклет, велосипед напрокат и все такое. Должна сказать, что в тот день невероятно повезло с погодой – солнце жарило беспощадно весь день и мы вернулись домой обгоревшие. Зайдя на остров, у меня сразу возникло именно это ощущение, что мы на участке земли, со всех сторон окруженном водой! Может быть, потому что он был такой крохотный – за семь минут мы прошли его насквозь и вышли к пустынному красивейшему песчаному пляжу. Там не было НИКОГО! Первые пару часов 😉 Потом какие-то люди все же появились, но их было очень мало и они были далеко. В этом и весь кайф – вы на острове, людей там почти нет, кайфуете. Что мы и сделали – предались блаженному безделью и приобретению загара. Немного исследовать остров мы пошли только за час до парома, нашли там разрушенные бункеры, несколько домов, в которых судя по всему раньше жили военные. Есть там такое чувство заброшенности, отрезанности от мира, и это придает особый шарм острову. А еще там невероятно пах хвойный лес! Катя сделала невероятные фотокарточки с поездки, за что ей отдельное спасибо, эти фото на всю жизнь. Неприступное Балтийское море, с его камнями, холодной водой, без волн и без глубины – one love!

В общем, всем рекомендую этот остров и желаю везения с погодой – мне эта поездка очень запала в душу. Тут еще пока не забыла такая маленькая ремарка будет – вся природа Эстонии очень ухоженная, им за это пять с огромным плюсом – все леса, даже на необитаемом острове, оборудованы урнами, туалетами, столиками и лавками вокруг столиков, и всегда можно найти кострище, а возле него – поленницу дров. Лесная служба RMK работает очень добросовестно, а на их сайте можно посмотреть, в каких местах есть места для приема пищи, а самое главное – бесплатные домики в лесу, в которых можно переночевать и где вы всегда найдете поленья, соль, спички и прочие базовые вещи. Отправившись на острове на поиски кустиков я нашла отличный закрытый туалет с туалетной бумагой внутри. На_необитаемом_острове. Только подумайте 😉

2. Палдиски. Есть в Эстонии и недалеко от Таллинна (то есть тоже идеально для путешествия выходного дня) интересный город Палдиски. Раньше он имел какое-то индустриальное значение, точно не припомню, сейчас уже не так, но отличает его не это, а обрывы в море, которые находятся практически в черте города. В один из летних выходных (судя по фоткам, было все же прохладно. Вообще в Эстонии самые жаркие месяцы были – май и сентябрь. Летом было холодновато 😉 мы с Любой отправились туда – на электричке. В Эстонии несколько лет назад одновременно все поезда взяли и … поменяли! Прямо все сразу, старые утилизировали, поставили современные, позитивного оранжевого цвета, за что местные ласково прозвали их “морковки”. Если у вас есть транспортная карта Таллинна, при покупке билета в поезде обязательно дайте ее кондуктору, и то расстояние, что поезд проходит внутри города, в стоимость вашего билета входить не будет. Поездка до Палдиски, если мне не изменяет память, обошлась в 2-2.4 евро. Приехав на ж/д станцию, мы спросили у местных, в каком направлении нам двигаться к обрывам, они махнули рукой “Прямо” и мы зашагали. Идти прилично, около часа, но это того стоит. По дороге можно остановиться у моря. Кстати, в отличие от Таллинна, в Палдиски порт незамерзающий, что придает ему особую ценность. У обрывов есть маяк, но мы на него не поднимались – это стоит 5 евро. Обрывы (или обрыв Пакри, как это называется правильно), насколько я помню, метров 20-25. Мне это место показалось очень умиротворяющим. Было настроение долго смотреть на море… Потусив на обрывах, мы твердо решили добраться до Таллинна обратно автостопом и преуспели в этом! (к слову, это был мой первый опыт). Сменив 3 машины, мы оказались в любимом городе. И с погодой нам кстати в тот день тоже повезло 😉 Так что не гоните на эстонскую погоду.

3. Водопад Keila-Joa. Вот третий раз подряд вам идея про путешествие выходного дня. Недалеко от Таллинна есть водопад под названием Keila-Joa. Доехать можно на маршрутном такси 237, которое идет из центра города, от торгового центра Solaris. Все расписания всех автобусов Таллинна (внутригородских и пригородных), а также трамваем, троллейбусов и прочего, можно найти на сайте. Можно очень удобно планировать свой маршрут, потому что все ходит точно по расписанию 😉 Это очень симпатичное место. Перед поездкой туда я читала разные блоги о том, как туда доехать, и в одном из них черным по белому было написано – водопад близко к остановке, не уходите в лес! Что мы сделали? Правильно, пошли в лес. Погуляв по лесу, вышли к морю и поняли, что водопада как-то вроде и не видать 😉 Потом гуляли и искали, прислушивались к звукам падающей воды (в итоге это были звуки проезжающих машин). Но мы нисколько не пожалели, что нашли этот пляж, потому что там были очень красивые белые камни!

13346222_1825948940961766_8983137384007098278_oВ этом вся Эстония – заход в море всегда обрамлен камнями 😉
    Потом мы все же двинулись к водопаду, он был действительно в двух шагах от остановки, просто сбоку, и приятным сюрпризом стал красивый отреставрированный замок рядом с ним! Вот как это выглядит:

13403305_1825950717628255_6653723293363395606_o

13346152_1825950724294921_5180645332349904067_o

Там красивая природа и это еще один идеальный вариант для поездки выходного дня 😉

4. Хаапсалу. Примерно в 100 км от Таллинна есть интересный приморский городок Хаапсалу. Я туда давно хотела, и побывала 2 раза – оба раза получилось по работе. Это типичный курортный город, с красивой деревянной архитектурой, прекрасной шведской крепостью, променадом по морскому берегу (а на променаде есть смотровая вышка для наблюдения за птицами). Это тоже для путешествия выходного дня, только доехать туда можно только за 6-9 евро на автобусе, что не самый дешевый вариант ;( В первый раз я попала туда с детьми из лагеря, в который приехала на день, а второй раз с волонтерами из своего лагеря (про который чуть позже). Там очень приятно гулять и этот город сильно напомнил мне наш Городец в Нижегородской области своей атмосферой. В поисках автостанции для дороги обратно я нашла ж/д вокзал, на котором в это время проходило какое-то костюмированное представление в одежде из двадцатых годов, на фоне этого старинного вокзала все выглядело очень аутентично! В общем, этот город советую в хорошую погоду, для медленных прогулок и чашечки кофе на маленькой пешеходной улочке недалеко от замка.

5. Румму. Это место заслуживает отдельного внимания! Пожалуй, из всех наших мини-вылазок по выходным эта запомнилась мне больше всего.Отправились мы туда на пригородном автобусе 146 (отходит от ж/д вокзала и проходит через центр, ходит очень редко) и когда уезжали (а ехали компанией человек в 8) погода была – переменная облачность. Погода в Эстонии – отдельная тема, меняется она здесь стремительно и я уже не знаю, каким прогнозам можно верить. Решив не верить прогнозам, мы поехали, и по дороге нас настиг сильнейший ливень. Выйдя из автобуса, мы немного переждали его в придорожном магазине, но затем вооружившись зонтом, дождевиком и прочим, направились на поиски входа.

Итак, Румму – это бывшая тюрьма. Сейчас вход туда формально запрещен, территория обнесена колючей проволокой, но попасть туда очень и очень реально, и так как место это уникально, я очень советую! Поплутав около забора (а многие мои спутники не имели ни зонта, ни дождевика) мы подошли к входу с другой стороны, вошли на территорию тюрьмы и чтобы попасть непосредственно к озеру и холмам, которыми знаменито это место, нам пришлось просто обогнуть несколько больших зданий. В итоге сделали мы это только вдвоем с Любой, все остальные напугались дождя (который уже заканчивался) и поехали обратно в город. На пути к озеру нам встретилась пожилая эстонская пара, которая также искала выход к озеру, мы разговорились.

– А где вход?

– Мы не знаем. А вы откуда?

– Мы с юга Эстонии. Мы услышали по радио, что это место запрещено для посещения и тут же сели в машину и приехали сюда! Это же так классно, гулять там, где запрещено!

Хотела бы я такой в старости быть 😉

Когда мы вышли к озеру, небо магическим образом прояснилось и все предстало нам в полной красе! Вода в озере имеет изумрудный цвет и она очень и очень прозрачная! Мы с удовольствием искупались, а Люба как самая смелая прыгала с бывших тюремных казарм в эту прекрасную чистую воду 😉 Потом мы взобрались наверх невероятных по цвету и форме холмов, которые прилегают к озеру и полюбовались на окрестности с высоты. К тому моменту там уже было много людей и все купались и отдыхали. Пожалуй, Румму произвело на меня наибольшее впечатление из всех путешествий выходного дня в Эстонии 😉 Что уж тут, смотрите сами:

6. Остров Сааремаа – самый большой и густонаселенный остров Эстонии 😉 (около 15 тысяч человек, как никак!).

Его точно надо посетить, не просто потому что он большой, а потому что там много классных мест – но без машины там никуда! Надо ехать на своей из Таллинна или брать напрокат уже там. Мы приехали туда вчетвером и на острове нас ждал единственный EVS волонтер там и практически единственный иностранец – испанец Давид 😉 Без него этот роуд-трип не состоялся бы! Ехать из Таллинна до столицы Курессаре 4 часа, автобусы ходят часто, но они достаточно дорогие. Можно поймать на некоторых перевозчиках по 8 евро. Но оно того стоит! В порту Виртсу автобус заезжает на паром, буквально полчаса на воде и вы на Муху, а уже Муху связан с Сааремаа мостом. Остров очень чистый и ухоженный, там хорошие дороги и инфраструктура. Очень приятно!

Мы приехали в пятницу и насладились потрясающими закатами у моря. Закаты здесь – это просто отдельная тема, солнце, уходящее в море каждый день разное и неповторимо красивое!

На следующий день мы стали счастливыми обладателями машины (если брать на пятерых, получается очень и очень бюджетно, по 5-6 евро с человека плюс бензин) и весь день колесили по этому острову – заезжали на пляжи, на озера, в деревеньки и конечно же на знаменитый Panga pank – обрыв, а также кратеры метеорита, упавшего много столетий назад. Погода опять же менялась стремительно и мы попали под сильнейший дождь в самом начале пути и промокли до нитки, укрыться было негде 😉 Зато какие счастливые мы были, буря эмоций от пробежки до машины под ливнем! Не буду много распространяться, просто смотрите фотки, нам было классно 😉

На фотках вы видите огромные качели – их вы встретите по всей Эстонии! Катание на качелях, или кикинг эстонцы называют своим национальным спортом и их часто можно увидеть просто где-нибудь на дороге, эти были у обрывов Панга. Да простят меня мои спутники, визжала я на них постоянно, пока мы качались, как они вытерпели – сама не знаю 😉

imgp7780

Моя команда номер один для путешествий и фоток на фоне мельниц 😉

На фотках вы также увидите сложенные из камушков пирамидки – это тоже часто встречается в Эстонии, для всех это имеет разное значение, для кого-то – просто на память, для кого-то это что-то сакральное..

Машина была в нашем распоряжении еще до полудня следующего дня и мы еще немного прокатились. В общем, на Сааремаа обязательно! Там какой-то особый дух, атмосфера, витает что-то магическое. И сама столица Курессаре тоже заслуживает внимания – там интересный замок-крепость и милейшие улочки.

И еще раз повторю – на Сааремаа без машины делать нечего! 😉

Едем дальше по Эстонии? Едем!

7. Нарва и Усть-Нарва (Нарва-Йыэсуу). Если вы еще не знаете, то Нарва находится на самой границе с Россией и они вместе с Ивангородом отражают друг друга и две крепости смотрят друг на друга – красуются. Там я за лето побывала дважды, оба раза ездила по работе, но успела и погулять тоже. Отдельного внимания заслуживает, безусловно, Нарвский замок и его посещением мы очень насладились! Вообще, во всем городе приятно и спокойно и в воздухе витает атмосфера границы. Не знаю, как объяснить эту атмосферу пограничного города, но когда приедете – поймете 😉 В замке мы приятно удивились бонусам – мы купили билет за 3,5 евро по волонтерской карточке, нам дали купон, на который на Северном дворе (ремесленный средневековый дворик) можно было отовариться на 3 евро, а еще выпить кофе бесплатно в кафе музея 😉 Гуляли мы там очень долго, там очень насыщенная экспозиция, музей интерактивный – все как любят эстонцы, Северный дворик полон ремесленных уголков, на крепостной стене можно посидеть и с ностальгией посмотреть на развевающийся через реку российский флаг 😉 И вообще там классный променад вдоль речки, там же можно покушать с видом на Россию и поваляться на благоустроенном пляже с видом на оба замка – Нарвский и Ивангородский! Город мне очень понравился.

А в 15 км от него располагается курортный городок Нарва-Йыэсуу (кто выговорит, тот молодец). Туда мы поехали на следующий день и просто валялись на пляже – городок гордится самым длинным песчаным пляжем в Эстонии! С погодой повезло – было солнечно, но очень и очень ветрено! В лучших традициях Эстонии, как говорится 😉

По дороге в Таллинн я выскочила в Раквере и провела несколько релаксирующих часов с Верой в знаменитом раквереском аква-спа благодаря Вериным купонам 😉 Дорогая, если читаешь, еще раз спасибо тебе огромное!

8. Остров Прангли. Вокруг Таллинна есть три маленьких острова, про Аэгна уже рассказала, есть еще Прангли и Найссаар. К сожалению, гештальт не закрыт и на Найссаар я так и не попала, но была на Прангли, и там классно! На этом острове круглогодично живет около 60 человек, так что он вполне себе обитаем. Однако, добраться до него было челленджем – порт Leppneeme находится на полуострове Виимси, лодка ходит утром и вечером, к утренней лодке вам надо доехать на автобусе 1А до конечной остановки Viimsi keskus, потом на V2 до остановки Leppneeme lasteaed и немного пешком до порта. Путешествие не самое простое, но стоит того 😉
Остров очень милый, как и все в Эстонии – очень ухоженный. Мы прошли через весь остров к одному из пляжей, по дороге съели кучу ягод, полюбовались деревенькой и если честно провалялись весь день на пляже, с которого было прекрасно видно Таллиннскую телебашню 😉 Благо погода располагала. Самые смелые даже купались!

20160709_073512

9. Пярну. Пярну по праву считается летней столицей Эстонии – вода в море там теплее, потому что залив и созданы все условия для туристов. Наши друзья-волонтеры из Франции, с которыми мы познакомились на он-арайвал тренинге, были счастливыми обладателями прекраснейшей квартиры с милым балкончиком недалеко от центра города и в один из выходных мы отправились туда наслаждаться их гостеприимством и посмотреть городок. В Пярну прекрасный исторический центр и длиннющий пляж! В первый день нам там невероятно повезло с погодой, так что мы просто откисали на лужайках, покупали еду на фестивале еды – в общем, отдыхали и подтверждали статус этого города как курортного! П.с. отличное место, чтобы поесть с порциями, которые невозможно съесть – Nikolai Lehtla 🙂

А еще в Пярну мы учились произносить “Нижний Новгород”, вот попытки:

В общем, езжайте в Пярну летом кайфовать!

10. А под конец лета, вернее уже в сентябре, мы взяли машину напрокат, и проехались по классным местам, до которых обычно сложно доехать общественным транспортом. Если хотите взять машину, вот неплохой и недорогой прокат. Мы поехали в сторону востока, по национальному парку Лахемаа и чуть дальше. Сначала мы заехали на водопад Jagala недалеко от Таллинна, по совместительству – самую большую кока-кола фабрику страны 😉 Это конечно шутка – из-за каких-то микроэлементов в воде все реки здесь такого цвета.

d4h1hw-8ycm

Следующей остановкой был художественный музей в деревушке Винисту – скрытый от глаз туристов и дающий фору главному художественному Эстонии KUMU. Где-то наткнулась на отзыв о нем и дико заинтересовалась, и не зря – это просто жемчужина! Вход туда всего 2 или 3 евро, а ходить – не переходить. Снаружи он маленький, но за каждым поворотом вас ждут новые шедевры совершенно разных направлений. Это частная коллекция, поддерживаемая спонсором. Туда – обязательно! Всем, кто любит художественное искусство в разных его проявлениях.

Рядом с Винисту есть небольшая рыбацкая деревня Кясму, там тоже очень приятно – очень красивая береговая линия (как по дороге, так и в самой деревне) и есть смотровая площадка с отличным обзором на все морские окрестности.

В Эстонии очень много так называемых мыз – или усадеб. Богатые люди раньше жили именно там, и сейчас эти места трансформируют в музеи, гостевые дома, места, где можно отметить свадьбу или любой другой праздник и просто приятно провести время. Мы заехали на мызу Palmse. У нас в НН народ осенью двигает в Болдино, я за неимением Болдина под боком насладилась таким вариантом 😉

Ну а последней остановкой нашего путешествия был парк Тойла-Ору в Ида-Вирумаа – находится он по дороге на Нарву и уже достаточно далеко от Таллинна, но его тоже надо посетить, потому что там потрясающий вид на Финский залив! У купца Григория Елисеева губа была не дура 😉

11. Есть еще тут такая особенность, как очень ухоженные… болота! Более 20% Эстонии покрыты болотами и они превратили это в туристические места! На болотах есть выстланные деревом дорожки, смотровые площадки, туалеты, кафешки, туда можно приехать на велосипеде, там можно купаться в болотных озерах и просто наслаждаться чистым лесным воздухом! Я побывала на Viru raba, который находится относительно недалеко от Таллинна – доехать можно на автобусе 152 до остановки Manniku и примерно 20 минут пешком, обратно можно выйти на трассу Нарва-Таллинн и ближайший рейсовый автобус остановит вам. В тот день не повезло с погодой и шел сильный дождь, но это не испортило впечатлений от поездки!

12. Тарту – там, где время остановилось. Уже в октябре мы поймали по распродаже билеты у LuxExpress и поехали на выходные во второй по величине город в Эстонии, университетскую столицу. Тарту располагается на юге страны, там живет чуть больше 100 тысяч человек и каждый третий – студент. Тартуский университет очень знаменит и в городе, по крайней мере в центральной его части, в которой я была, все пропитано им. А еще – время там замерло. Не знаю, чем это обусловлено, но там очень четкое ощущение очень спокойного и мирного города. Таллинн и Тарту часто соревнуются, вернее его жители, как москвичи с петербуржцами 😉 Не удивляюсь, почему Тарту так любят коренные эстонцы, он очень подходит их характеру. Там я была 2 дня и город просто создан для медленных прогулок, долгих посиделок в кафешках и наслаждением моментом 😉

Красивый и ухоженный центр, обязательно зайдите в кафе Werner с тортиками, потусите в субботу вечером с местным студенчеством, сходите в научный интерактивный музей AHHAA, в Ботанический сад и просто прочувствуйте ритм города. Мне там очень и очень понравилось. Я понимаю всех тех людей, которые нахваливали Тарту, но Таллинн – это динамика, а Тарту – это спокойствие. Сугубо личное мнение. Нам еще с погодой повезло, солнечно было и приятно 😉

Еще несколько прекрасных мест в Эстонии я посетила по работе, поэтому о них чуть позже 😉 Надеюсь, начинающим и будущим волонтерам, а также тем, кто просто хочет попутешествовать по Эстонии эта информация будет полезна. Если что – пишите 😉

Конечно, я открыла еще несколько классных мест в Таллинне и спешу ими поделиться тоже!

1. Телебашня. Для эстонцев это знаковое место, потому что именно защитив телебашню они обрели независимость во времена распада Советского Союза. Поэтому в экспозиции много информации именно об этом историческом моменте, и безусловно нужно подняться наверх, чтобы увидеть город с такой высоты. На сайте было написано, что билет един и стоит одинаково для всех – 10 евро, однако когда мы пришли кассирша сказала – “ну вы же студенты? тогда вам 6 евро”. Информации на сайте об этом нет, было очень приятно, так что воспользуйтесь возможностью 😉 И вновь, в лучших традициях Эстонии экспозиция была интерактивной! Там можно много всего трогать, нажимать, читать, смотреть  и слушать. И конечно же наслаждаться видами! В то время, когда я там была, на город надвигалась сильнейшая буря и было невероятно наблюдать, как темная стихия идет из центра города в сторону телебашни!20160712_165513Часто посещение телебашни комбинируют с посещением ботанического сада, который находится в шаговой доступности, у них даже есть общий билет.
  2. В самом Таллинне тоже есть болото – Paaskula raba! И это классное место для прогулки в выходной день в хорошую погоду. Там тоже есть деревянный настил 😉 Из центра туда ходит автобус 18, выходить на остановке Hiiu.
  3. Внимания заслуживает также бывшая тюрьма Patarei – если любите всякие жуткие места и историю, то вам туда! К слову, бездействовать она стала совсем недавно, может быть 6 или 7 лет назад, последние года там держали политических заключенных. Раньше это здание было укреплением с моря, затем было преобразовано в тюрьму. Сейчас там все заброшено, но пройти можно – за 2 евро просто погулять и посмотреть, за 6 евро студентам есть экскурсии – на них надо регистрироваться заранее, они очень популярны, но я не поняла почему, может быть мне не повезло с гидом, который абсолютно непонятно изъяснялся по-английски.В любом случае, это место точно стоит посетить!
  4. Монастырь святой Биргитты. Это интересное место, поход в которое можно совместить с прогулкой по пляжу Пирита. Доехать нужно из центра до остановки Pirita и вы увидите это сооружение издалека – треугольная крыша торчит высоко над деревьями. Этот монастырь быыл разрушен, но отреставрирован, вход туда по студенческому всего 1 евро, поэтому если вы собираетесь не просто прогуляться по пляжу, но еще и историческое интересное место посмотреть, вам туда 😉 Там можно побродить по полу-развалинам, залазить в катакомбы, почитать что о чем и сделать классные фотки (которых у меня, естественно, нет), после чего рядом в пекарне Muhu pagarid купить что-то вкусное и проследовать на пляж Пирита – в том месте как раз отличная кромка, и яхт и серф-клуб.
  5. Благодаря Любе, которая тоже была здесь волонтером, мне удалось вместе с ней посетить дворец президента Эстонии в Кадриорге. Ее сослуживец работает там охранником и сделал нам экскурсию в прекрасный летний вечер в июле, а еще напоил кофе и рассказал много интересных историй 😉 Но просто экскурсии там тоже бывают, надо просто узнать когда.

6. Кинотеатр Soprus (по-нашему, “Дружба”). Это аналог нашего нижегородского “Орленка” и там показывают авторское кино! А еще там в самом кинозале есть бар! Авторское кино надо смотреть с вином! Лайфхак – по средам вход на все фильмы 3 евро 😉

7. Музей КГБ в гостинице ViruВ советское время в Таллинне была гостиница “Интурист”, нынешняя Viru, в которую приезжали все туристы с Запада и оставляли там свои деньги 😉 Сейчас там водят экскурсии в музей КГБ (иностранных туристов ведь надо было тщательно прослушивать). Экскурсия длится 1 час, они есть на английском и иногда на русском языках, записываться надо предварительно. Я долгое время игнорировала ее, а зря! Это необыкновенно интересно – слежка велась просто тотальная, микрофоны были даже в тарелках в ресторане. Приятным бонусом для вас будут классные виды с высоты, музей на 23-м этаже!

За что я люблю Таллинн, так это за то, что город таких оптимальных размеров имеет много мест, куда можно пойти и постоянно предлагает кучу мероприятий на выбор – и в будний и в выходной день можно найти и что-то бесплатное, и что-то платное, ну а летом афиша пестрила и сложно было выбрать! Куча музыкальных фестивалей и просто концертов на открытом воздухе, кино-просмотры, и прочее, прочее, прочее 😉

За лето я влюбилась безвозвратно в невероятные таллиннские закаты, очень часто смотрела в гугле, во сколько он будет и бежала к морю, уже есть свои площадки-любимчики для просмотра этого невероятного зрелища 😉 Приехав в Эстонию и увидев это, вы меня поймете!

Летом здесь обязательно нужен велосипед, чтобы полностью насладиться и хорошей инфраструктурой, и морем да и просто ветром в лицо. Я на нем очень любила доезжать до моря или до леса около дома… Сейчас уже не поездишь, начались дожди 😉

Море – это очень важно. Оно притягивает и оно позволяет забыть о всех своих мелочных проблемах.

Ладно, я думаю, вы поняли, как сильно я люблю Таллинн… желаю вам такой же любви со своим выбранным городом или местом, и я уверена, что это будет взаимно! Я еще напишу в конце проекта отдельный пост-гид со всеми правильными местами 😉

0kfh8tfhlxg

За лето я также успела съездить на недельку домой в Нижний, чтобы повидаться с родными и друзьями, это было практически в середине проекта, и я бы посоветовала всем, у кого есть такая возможность – финансовая и временная, сделать это! Многие вещи встают на место и становятся понятными, видение меняется. Вы ненадолго возвращаетесь в свою “старую” жизнь, смотрите на нее с перспективы “новой” жизни, это позволяет сравнивать, находить плюсы и минусы. Вы поймете, для чего поехали на EVS и что еще стоит подкорректировать. В общем, это очень полезно 😉 Фоток нормальных у меня с поездки нет, есть абсолютное счастье на вот этом селфи с собачулей в лифте 😉

20160618_194924

Плавно переходя к теме поездок за границу, расскажу о путешествиях, которые состоялись за пределы Эстонии, которая, еще раз напомню, имеет классную транспортную инфраструктуру и отправиться отсюда в другие страны Европы достаточно легко и недорого.

Самый легкий и близкий вариант – это, конечно же, Финляндия. Следите за распродажами Viking line и Tallinnk – порой у них есть акции и они выбрасывают дешевые билеты на паром. До Хельсинки ехать всего 2,5 часа и можно обернуться одним днем! Прекрасный майский денек я провела вместе с Туей, которая была у нас на EVS в Нижнем, о боже, кажется уже 4 года назад. Я посмотрела нетуристический Хельсинки и прониклась его свободной атмосферой.

Но самым знаковым путешествием стала поездка в Италию в августе. Знаете, я никогда не мечтала о юге. С тех пор, как я начала путешествовать, я всегда хотела в Германию, Польшу, Балтику и не всегда понимала жажду многих поехать в Италию, Испанию, Францию… В Италию я поехала не просто так и еще раз убедилась в силе EVS, этой огромной сетке, объединяющей ярких, красивых и невероятных людей.

Мои волонтеры 2013-го года выпуска Катарина из Германии и Томек из Польши отмечали свою свадьбу в родительском доме Катарины в Италии, Тоскане, и на это торжество я тоже была приглашена, чему я несказанно рада. Из Таллинна в Милан летает easyjet, но мне была удобнее поездка из Риги и я полетела ryanair (просматривайте Ригу тоже, оттуда бывает много дешевых билетов).

На этой свадьбе гости говорили на пяти языках, мы размещались в прекрасном доме на холмах Тосканы и моему счастью не было предела – на свадьбу также приехали некоторые волонтеры с того года, чтобы поздравить ребят. Все было настолько красиво и искренне! Я плакала всю церемонию, не могла сдержаться. Вот когда результат работы налицо 😉

После свадьбы я поехала во Флоренцию к дорогой Ксю, это было в день моего рождения, и его я отмечала на холме с видом на город, вином, сыром, тирамису и душевными разговорами с Данилой – свидетельницей на свадьбе и нашим волонтером в офисе СФЕРЫ в 2012-м году 😉

Меня приняла Ксю и пока я была в Прато, у меня также была возможность встретиться с волонтером Наташей там, которая работает в экологической организации. Джелато было вкусным, а разговор – интересным!

На один денек мы с Ксю и Полинкой еще съездили в уютную Сиену – туристов там много, жуть, но город очень красивый, как и вся Италия.

Проведя еще полдня в Милане, который ничем меня сильно не впечатлил, кроме как встречей с волонтеркой из России Леной, которая волонтерит в Венгрии и была в это время в Милане, на следующий день я отправилась в Ригу 😉 И хостел тоже был классный, в двух шагах от вокзала, в котором все было продумано до мелочей. В остальном – я, наверное, не такая фашиониста, чтобы влюбиться в Милан 😉

По дороге в Ригу мой самолет сделал незапланированную остановку в Варшаве из-за авиадебоширки на борту – высокой брюнетки с накачанными губами, которая якобы в пьяном состоянии ударила стюардессу, из-за чего наш полет продлился на полтора часа и я чуть было не опоздала в Лиепая на концерт Brainstorm. Но звезды были ко мне благосклонны, моя подруга Лина, которая уже была в Лиепая, нашла другую маршрутку, я домчала до стадиона, который собрал более 30 тысяч поклонников этой солнечной группы и моя мечта – побывать на концерте этих заразительных латышей именно в Латвии – сбылась 😉

В основном я конечно же бубнила русские слова песни себе под нос, потому что вокруг все пели на латышском, но это было незабываемо все равно 😉

Этим концертом мое путешествие закончилось, наутро мы погуляли по городу, поели блинов (если будете в Лиепая, Red Sun buffet предлагает бранч all-you-can-eat из блинов, оладушек, драников и прочих вкусностей за копейки) и поехали в Ригу, откуда я уехала поскорее обратно в любимый город 😉

Думаю, эта поездка мне запомнится на всю жизнь. Все время я была окружена людьми, которых встретила благодаря трем буквам EVS, с ними было классно и я очень рада за новую семью, которая возникла на моих глазах.

Как я уже говорила, в Таллинне и в Эстонии куча всего происходит, пик конечно же приходится на лето. Многие варианты – бесплатные, например я часто попадала на концерты на открытом воздухе. Например, каждый год в июле проходит Manka boutique pop festival, куда приглашаются как местные исполнители, так и зарубежные – вход на большинство концертов бесплатный, в этом году еще совпало с Таллиннскими морскими днями и один день они играли в порту.

Одним из самых запоминающихся дней за все лето да и пожалуй за весь проект для меня стала эстонская свадьба, на которой я побывала 5 августа в маленькой деревне Haimre. Моя ментор танцует фольклорные танцы (и вообще, если вы приедете в Эстонию, то вы поймете, что практически все они либо танцуют, либо поют, в каждой даже маленькой деревне есть так называемые Дома народа (rahvamaja), где фольклорные группы занимаются танцами и пением) и летом они организовали типичную эстонскую свадьбу. Одна из их участниц вышла замуж несколько лет назад за молодого человека из Бельгии, но вечеринки у них так и не было, и ее друзья из этой танцевальной группы собрали деньги на краудфандинговой платформе, пригласили гостей из фольклорных танцевальных групп из разных стран (были греки, финны, латыши) и просто всех желающих, чтобы показать все эстонские свадебные традиции с танцами конечно же – и едой 😉 Таким образом, пространство было поделено на 2 зоны – настоящие гости, то есть семья и друзья молодоженов, и приглашенные со стороны гости – те, которые хотели просто посмотреть эстонскую свадьбу. Я на этой свадьбе была волонтером, приехала на день раньше, мы делали все необходимые приготовления по декорациям, а во время свадьбы помогали разносить еду и убирать посуду. Конечно же, время для веселья тоже было, и могу точно сказать, что это был лучший вечер-ночь за все лето. Я встретила классных людей и отлично провела время. Это было неожиданно и незапланированно, чему я вдвойне рада. Свадьба есть свадьба, хорошее настроение витает в воздухе, а люди расположены к общению 😉 В это же время, к слову, на фестивале, в рамках которого проходила эта свадьба, шел международный волонтерский лагерь!

Отличительная особенность, которая мне больше всего запомнилась, это то, что невеста не кидала букет, а жених – подвязку, а мы водили хоровод и пели какую-то песню и потом в какой-то момент жених с невестой, находящиеся в центре круга, выбрали пару и надели им на голову венки.

А из еды, как ни странно, мне больше всего запомнился.. хлеб с маслом! Черный жирный хлеб, как любят эстонцы, с семечками, и на нем – сливочное масло, смешанное с травами. Вку-сно-та!

Фотки со свадьбы ниже 😉

В общем, товарищи, эстонское лето – оно прекрасное. Пожалуй, как и любое лето 😉

Еще одно интересное событие, которое проходит в Эстонии каждое лето – это фестиваль мнений. Да-да, мнений! Куча дискуссионных площадок, приглашенныые эксперты, миллион тем. Фестиваль длится 2 дня, в этом году он проходил 2 дня. У меня было ощущение, что вся страна там побывала 😉 Меня туда позвали на блок про волонтерство, проходило все в формате быстрых свиданий, и естественно за всего лишь один час у меня отсох язык, потому что люди менялись очень быстро. Я даже встретила там девушку, которая знает Андре из Эстонии, который был на EVS в Нижнем… миллион лет назад. Маленький мир! До того, как начались свидания, мне удалось найти несколько дискуссий на русском языке и послушать их. А Пайде очень милый город с красивым замком!

Почему мне еще нравится Таллинн (уже миллион причин перечислила, но все же), это потому что сюда часто приезжают российские исполнители со своими концертами. Так, мне повезло сходить за лето на Ленинград и на Би-2, и я думаю, что каждый EVS волонтер подтвердит, что во время проекта очень остро чувствуется привязанность к музыке своей страны, поэтому было вдвойне приятно!

Однако есть одно, чего мне очень не хватало. Это купания летом 😉 Море очень холодное. Я не буду жаловаться на погоду – очень часто мне с погодой везло, и я не могу сказать, что здесь дождит больше, чем в Нижнем или холоднее, чем в России. Многие эстонцы жалуются на свой климат, но я считаю его обычным. Нормальным таким климатом, в котором я привыкла жить. Но море не прогревается, плюс оно мелкое, надо пройти 2 километра, пока станет глубоко, а озер и рек я как-то не нашла.. Тем не менее, в мае было ОЧЕНЬ тепло и даже жарко и 31 мая мы с Любой совершили героический заплыв на пляже Штромка! Есть подтверждение 😉

Лето было также отмечено таким неизбежным для EVS волонтера событием, как мид-терм. Для меня, как и он-арайвал, он мне казался просто обязательным пунктом программы, но так как я знала, что они там с нами будут делать, предварительного восхищения не вызывал. Однако, в итоге превзошел все мои ожидания!

Мы жили глубоко в лесу, очень далеко от цивилизации, в большом доме с – естественно – сауной, все условия были идеальными, но самое главное – подобралась отличная компания людей – мы все знали друг друга с он-арайвала, а самое главное, вот уже полгода мы поддерживали дружеские отношения и это было больше как семейная встреча! Однажды за ужином это ощущение семьи было очень и очень сильным.

Несмотря на то, что ожиданий я особых не строила, те обсуждения и упражнения, которые нам предлагали тренера, действительно очень помогли порефлексировать на тему того, что произошло и что нужно улучшить в будущем до конца проекта. Самым классным на нашем мид-терме был сплав на каноэ по реке Valgejogi. Эта река находится в заповедной зоне, и длительное время эта территория была полностью закрыта для посещения из-за присутствия там советских военных баз, поэтому природа там была действительно нетронутая. Ту красоту, которую я там видела, я не забуду никогда. Иногда я думала, что я в сказке – впереди была река, по бокам – непроходимый лес, деревья свисали на реку… фотки не передадут.

Но красота леса было не главное. Главное был процесс. Итак, мы отправились после обеда, шел очень сильный дождь. Нас экипировали, проинструктировали, разбили на пары (в каноэ два человека). Одному человеку дали GPS, у другого с собой был свой мобильный телефон. Распределились, кто сидит спереди, а кто сзади (то есть, кто рулевой, а кто ведомый). Я оказалась сзади, моей ведущей была волонтер из Хорватии. Пока мы спустили лодку на воду, уже были все мокрые. Как только мы вошли в воду, началась какая-то паника, она не знала, в каком направлении двигаться и мы не могли договориться о том, в каком направлении двигаться. В какой-то момент, буквально через 10 минут после начала, мы зашли в тупик, река в этом месте была очень узкой, и наше каноэ не могло развернуться. Вернее, оно могло, но так как в ответ на панику я предпочитала молчать, а не создавать еще больше паники, мы не договорились о том, как это сделать. В один из моментов, когда мы все-таки начали худо-бедно поворачивать лодку в нужном направлении, она – тадам! – перевернулась! И мы оказались полностью в воде! Благо, в этом месте было неглубоко, чуть повыше щиколотки, но конечно же все равно неприятно. В этот момент моя партнерша сказала, что не хочет продолжать поездку, что нас должны забрать и мы не можем продолжать сплав. На тот момент мне в принципе уже было все равно, но тут подоспела наша тренер, которая закрывала всю делегацию волонтеров на реке, и предложила другое решение – поменяться: я сажусь в лодку к ней, а моя партнерша получает волонтера-немца (который был с тренером), который имел опыт в сплавах и мог вести лодку. И это было идеальным решением! Я была счастлива.

Мы продолжили сплав, и ощущение было невероятным, когда мы синхронно поднимали весла, знали, когда куда повернуть, не говоря друг другу об этом, в общем, командная работа 😉

Это были очень важные несколько часов, за которые я много поняла о себе и о своем поведении и реакциях. Спорт и дикие условия заставляют выйти из зоны комфорта и научиться многому за короткое время. Всем советую!

Мид-терм закончился, уезжать было очень грустно, но мысли были сформированы, что самое главное!

Надо также отметить, что этот год для EVS юбилейный – программе исполняется 20 лет! Насколько я знаю, многие Национальные агентства отмечали это, и приглашали волонтеров на праздник, так что делитесь своими впечатлениями о том, как это произошло у вас в стране 😉

В Таллинне это случилось в октябре, были приглашены все бывшие и настоящие волонтеры здесь, все эстонские волонтеры, которые принимали участие, представители организаций, все-все-все! Мероприятие прошло в очень красивом культурном центре Salme, гостям предлагалось участие в квесте и фуршет 😉 Атмосфера витала прекрасная, встретила я там всех, кого можно и мы отлично провели время!

ps70oz7ggga

Ну а сейчас вполне логичный вопрос – Ира, сколько разной веселухи, когда же ты работаешь и работаешь ли вообще? 😉

Да, конечно, и сейчас хочу рассказать именно об этом 😉

Моя работа заключается в продвижении волонтерства среди молодежи Таллинна и Эстонии, поэтому я продолжаю ходить в школы, делать презентации и проводить с ними мастер-классы на тему межкультурной коммуникации – школы Таллинна очень открыты, учителя предоставляют мне место и время, что не может не радовать. Иногда еще конфеты в конце дают 😉

14690889_1217544511622694_8703607766543693567_n

Чтобы продвигать свою организацию среди более широкой аудитории, я также два раза сварила “Солянку”, используя Сферовский метод 😉 Оба раза пришло около 50 человек, и атмосфера была у нас очень дружелюбная и международная!

Исключительно в целях пиара и только пиара я была на телевидении и радио 😉 Чтобы рассказать о Солянке меня позвали на утреннее шоу “Кофе+”, а Радио 4 зовет каждый раз, когда я что-то делаю, в случае с Солянкой еще 2 радиостанции заинтересовались и тоже позвали 😉 В Эстонии стать звездой несложно! Просто пошлите им пресс-релиз! Как это выглядело, можно посмотреть здесь.

Летом и в сентябре я также была лидером двух волонтерских лагерей, что было уникальным опытом, как и любой опыт лидерства.

В июле у нас проходил лагерь в Таллиннском зоопарке, который проходит уже несколько лет подряд и волонтеры помогают с зелеными насаждениями. Мы были приставлены к садовникам и помогали им пропалывать цветы в зоопарке, а территория там большая 😉 Не могу сказать, что работы было очень много, но нам хватало. Группа была неббольшая, но интересная, и все хорошо подружились. Также у нас был один участник с особенностями в развитии. Отправляющая организация сообщила нам об этом заранее, но одно дело – погуглить, другое дело – увидеть вживую. Я думаю, что это было очень важно как для самого участника, так и для всех остальных ребят в лагере, это прививает терпимость и понимание. Мне тоже приходилось бороться с собой, ведь порой он доставлял проблемы, но в конце я поняла, насколько это важно для всех и была очень рада случившемуся.

Помимо работы, мы конечно же много смотрели Таллинн, в выходные съездили на остров Прангли, каждый день куда-то ходили, в это время шел Чемпионат Европы по футболу и мы болели за Францию 😉 Ребята жили в молодежном центре, а я вечерами возвращалась домой. Было насыщенно и очень позитивно!

Про лагерь я написала историю на сайт, и ее можно найти здесь. Любой проект оставляет частичку в душе и этот мне запомнился отличными людьми, совместными шутками (как и всегда) и вновь проснувшейся любовью к Таллинну, который я уже показывала как гид и старалась показать все самое нетуристическое!

Второй лагерь был организован в сотрудничестве с Эстонским фондом природы и оказался очень интересным. Тематика была экологическая, и как оказалось впоследствии – очень спорная. По их исследованиям, в Эстонии слишком сильно разросся можжевельник и он мешает в прибрежных районах гнездиться птицам и разрушает биогеоценоз всей территории своими дикими зарослями. В связи с этим, волонтеры приглашаются избавляться от этого самого можжевельника в прибрежных районах – мальчики спиливают бензопилами и триммерами, девочки собирают в кучи и потом все это дело сжигается. Как-то не экологично, скажете вы, и многие участники к сожалению так до конца и не поняли, зачем мы это делали, несмотря на то, что сопровождающие нас сотрудники фонда по несколько раз объясняли, зачем же мы все-таки валим деревья!

Лагерь проходил в двух местах – сначала на хуторе Pivarootsi, где нас принимала замечательная семья, у нас был свой домик, вокруг паслись лошади, а в 300 метрах было море. Этот хутор находился неподалеку от национального парка Matsalu, в котором очень много птиц, поэтому там очень много башен по наблюдению за птицами! Я уже говорила, что в Эстонии очень ценят природу? 😉 Вторая часть была более hard-core в плане условий проживания, но более запоминающейся из-за уникального места, в которое мы попали – остров Osmussaare. Остров практически необитаем, там живет только одна семья – семейная пара, их дочь и дедушка. Они смотрят за маяком, присматривают за островом в целом и принимают гостей. Они же и привезли нас на остров на своей моторной лодке во время самого потрясающего заката, который я когда-либо видела.

Место это уникально своей природой – там какие-то редкие виды камня, растительности.. но для меня самое главное было, что море там особенного цвета, ярко-ярко голубого! Не всегда в Эстонии встретишь море такого цвета, часто оно сероватое, но там оно отсвечивалось на солнце невероятным голубым оттенком!

Там мы провели 5 дней, работая с можжевельником, а вечерами играли в карты, один раз посетили невероятную сауну, которая находилась на другом конце острова, она была в виде бочки – из нее нужно было прыгать в море, из моря – в распологающеемя рядом джакузи.. на дровах! Температура в сауне приводила людей разных национальностей в разные состояния, и вот моя небольшая зарисовка об этом 😉

“Особенности интернациональной сауны!
Сидим втроем (к слову, сауна у нас была бочка на берегу моря, прыгаешь в море, потом – wait for it – в джакузи) – я, чешка и турок. Заходит эстонец. При его виде чешка, понимая что сейчас будет, быстро ретируется.
Турок заявляет – come on, Paul, I want to challenge myself! Ну поддаем пару-тройку раз. Турок вылетает в море с криками “what is wrong with these people?”. Эстонец резюмирует – ” О, Турция побежала”.
Сидим. Холодно, говорю.
Ну поехали – говорит эстонец – следующая станция Простоквашино!

С легким паром, в общем ;)”.

Работа в этом лагере порой была физически тяжелой, но нам повезло с погодой – как май, так и сентябрь были в Эстонии намного жарче, чем за все лето 😉 Думаю, мы все там прониклись суровой красотой природы Эстонии. Про этот лагерь я тоже писала на сайте, ссылка здесь.

В этом лагере мне порой было тяжело, потому что помимо того, что работа была физически тяжелой, участники иногда ленились, кто-то не хотел работать, кто-то не хотел готовить или мыть посуду, и нужно было найти баланс между тем, чтобы быть нормальным лидером, а не мамочкой, которая постоянно стоит над душой, и ждет, пока ты намоешь за собой тарелку.И конечно же в таких проектах узнаешь многое о себе – что не может не радовать.

Лагерей в Эстонии много, и однажды у нас даже случилось такое, что несколько лидеров подряд отказались от одного проекта, один из них – за 2 дня до начала проекта, поэтому я была лидером на один день – поехала “запустить” лагерь на органическом хуторе, где волонтеры занимаются сельскохозяйственной работой. Таких проектов и хуторов много, эстонцы вообще любят жить хуторами – посередине леса ставят дом и сауну, соседей не хотят, не хотят, чтобы кто-то отвлекал их от размеренного течения жизни.

Также летом к нам приезжали иногда какие-то стажеры из Латинской Америки или Азии, с ними я ходила по таллиннским организациям и рассказывала о молодежной работе в Эстонии.

А также мне удалось получить 2 мини-гранта на реализацию мастер-классов в волонтерских лагерях, что я и сделала.

Первый поддерживался сеткой SCI и имел экологическую тематику. В 4-х лагерях я провела мастер-классы с тинейджерами на тему food waste, чтобы они задумались об этом, ведь количество пропадающей ежегодно еды просто катастрофическое. После занятий мы все вместе сажали шпинат, редиску или рукколу (в зависимости от времени и места) для того, чтобы ребята поняли, что это значит – прикладывать усилия, чтобы выращивать еду, и чаще задумывались прежде чем ее выбрасывать. Я немного сомневалась вначале насчет этой части проекта, но когда я в первый раз увидела ОГОНЬ в глазах детей, когда они все посадили, я поняла – this is it! Они были очень вдохновлены и рады. Ну и я тоже, хоть и провела несколько часов до этого обегая все супермаркеты в поисках семян 😉

Про это поподробнее можно почитать здесь. Было 4 мастер-класса, 2 в Нарве и 2 – в Ныве 😉

Также в этом году идет кампания Raising peace, в связи с чем мне удалось также получить маленький грант на проведение 2-х мастер-классов по межкультурной коммуникации в Таллинне и в Нарве! В Таллинне группа была особенно большая, около 50 человек, и это был новый и интересный для меня опыт!

В конце сентября мне довелось поработать на форуме русскоязычной молодежи Эстонии “Я и Эстония”, где собрались активные русскоязычные ребята из разных городов Эстонии. Мне было это крайне интересно, так как тема русскоязычного населения в Эстонии – это всегда небольшой “вызов”, поэтому я с интересом слушала их мысли и настроения. Попутно я конечно же рассказывала им про международное волонтерство!

Не удалось мне избежать и русского культурного вечера 😉 Мы его совместили с другой волонтеркой из Беларуси и сделали вечер русско-беларусским! Культурные вечера моя организация всегда делает в сотрудничестве с классным хостелом в центре города “Эйфория”. Они всегда любезно предоставляют нам свою лаунж-комнату и поддерживают всяческие межкультурные инициативы 😉 Я переживала, что так как это конец мая и отличнейшая погода, то никто не придет, но нет – народу у нас хватало и получилось очень живенько! Очень хотелось избежать скучной и нудной презентации по типу “столица – Москва, население – N миллионов человек). Вот вам готовенький рецепт – сначала мы рассказали про жесты и традиции, которые у нас есть, что вызвало естественно вопросы и вообще во многом характеризует культуру, потом поиграли в подвижные народные игры (ручеек и ворота), потом включили подборку хорошей музыки и угостили чаем с сырниками и драниками, которые готовили несколько часов до этого 😉 Презентация здесь, музыкальный плейлист здесь.

Может быть я про это уже писала, но если вы волонтер в офисе, то свою работу вы создаете сами. А еще есть много каких-то неуловимых мелочей, которые не будут казаться вам “реальной” работой, если вы раньше никогда в офисе не работали, и не знаете что это значит – порой результат неосязаем, но он есть на самом деле или будет чуть позже. Не надо думать, что вся переписка и коммуникация – ни о чем. Это тоже очень важно! И если вы не будете что-то предлагать сами – мероприятия, идеи для пиара, проекты – вам на голову не будет сваливаться много работы (скорее всего). У каждого сотрудника в офисе свои заботы и свой объем, через какое-то время, может быть очень быстро, они к вам привыкнут и будут уверены, что у вас есть чем заняться и если не так – никогда не бойтесь говорить. Я нахожу это даже для  себя самым сложным – найти тот правильный момент, когда можно и нужно спросить о чем-то новом. Это тоже часть процесса обучения и наращивания в себе self-confidence 😉

Вообще на EVS вы попадаете в организацию, но с самого начала и вы, и они знаете, что это на ограниченный период времени. И тут надо понимать, что очень хочется сразу влиться, стать друзьями, понимать друг друга с полуслова. Но этого может не произойти, ведь период притирки у всех разный. И что тогда делать? Я для себя решила – go with the flow 🙂 Чего-то я не понимаю в работе, что-то ценю, что-то порой даже раздражает, но единственное, что можно и нужно делать – адекватно к этому относиться, не паниковать, и искать наилучшее решение для всех сторон. Иногда я встречала волонтеров, которые столкнувшись с трудностями и с чем-то, что их раздражало в работе организации, “забивали” на это, говоря “Я здесь всего на год, и ради меня ничего не поменяют”. Это неправильный подход. Вы может быть и не оплачиваемый сотрудник организации, но проводите там много времени, год – неемалый период и чем дольше вы терпите, тем больше внутри вас накапливается недовольство, даже если вы сами так не думаете. По мне, так все решается честным разговором. Честность решает все проблемы 😉

Еще отдельным абзацем хочу написать про страховую компанию Cigna, которая сейчас обслуживает EVS волонтеров. Мне с ней очень везет! И надеюсь, ваше общение с ней тоже прекрасное. Обращаться к ним можно по электронному адресу cghb@ap-companies.com – это обслуживающая компания AP Companies, писать можно по-русски. Они ответят на все вопросы, пришлют список клиник, с которыми работают напрямую, проконсультируют о том, какоу случай является страховым, а какой – нет.

Если вам нужно к доктору, но это не сильноо срочно – пишите туда, просите гарантийное письмо в ближайшую к вам клинику, которая с ними работает и смело идите – вас обслужат бесплатно. Если помощь нужна срочная, то вы едете в первую попавшуюся клинику, и получаете возврат средств потом через личный онлайн-кабинет (по опыту, больше месяца процесс возврата денег не занимает). Если вы хотите очки или линзы, то лимит на все (вместе с консультацией окулиста) – 300 евро. Должна быть причина, если очки у вас уже были – то есть вы их потеряли, сломали или зрение испортилось. Доктор должен указать эту причину в рецепте. Мне даже удалось уговорить их напрямую общаться с моей оптикой, они оплатили все сами и мне оставалось только ждать очки! Посему главный совет – просто общайтесь с ними 😉 Адрес выше.

Приближаясь к концу этого поста (неужели?) я хочу сказать о том, что so far для меня в EVS самое главное – это люди. Все прекрасные люди, которых я повстречала и еще надеюсь встретить и мои друзья, которые навещали меня здесь, все места, которые мы вместе с ними посетили. Они делают мой проект и я хочу верить в то, что эти связи останутся на всю жизнь. Огромное им спасибо за все моменты. Моменты, которые утекают сквозь пальцы, казалось ведь – это было вчера, а вот время уже – октябрь. Да и фото не запечатлит самые запоминающиеся вещи, только наше сознание способно на это 😉

Если вам интересно посмотреть на Россию взглядом русских эстонцев, то советую начать смотреть телепередачу под названием “Владивосток”, которая недавно началась на ETV+ – путешествующий проект о двух русских эстонцах, которые проехали из Таллинна до Владивостока с остановками во многих российских городах с целью изучения нашей необъятной. Несколько выпусков уже есть здесь, и новые серии появляются каждую субботу. Может и свой город там найдете 😉 Тизер ниже.

Дорогие мои волонтеры! Все. Я всегда прошу вас писать блог. Но я больше не буду обижаться, когда вы его не пишете – это сложно, во всем круговороте событий найти время и собрать свои мысли в кучу. Но в следующих “сериях” я все постараюсь рассказать про ноябрь и декабрь, а в конце проекта сделать итоговые посты-дайджесты про: Таллинн, Эстонию, про решение проблем и конфликтов в ходе проекта. Если у вас есть вопросы или предложения по поводу постов – пишите!

Завершить хочу вот этой фотографией с улицы Старого города. Недавно проходила, уже замазали…