2 месяца с хвостиком

Итак, сегодня 15 апреля и наконец мои руки дошли до этого блога. Me, myself and I решили, что одного поста в месяц достаточно 😉

Могу точно сказать, что откладывание в долгий ящик во многом связано с тем, что я не знала, о чем писать. Посему я решила написать про все сразу!

Во-первых, я же хочу в старости сидеть в кресле-качалке и читать этот блог (hopefully, блог о будущих путешествиях тоже). Посему, буду восстанавливать события в хронологическом порядке. Попутно расскажу о мыслях, о Таллинне и об Эстонии и о том, как лучше построить свой проект (имеется ввиду рабочую его часть). Будет флуд и немного конструктива 😉

Начну с того, что 2 самые часто посещающие мою голову мысли это – “Черт возьми, как же быстро летит время! Вот еще один месяц прошел”. И вторая – “Черт возьми, мне тут еще 9 месяцев?! Это же целая вечность!”. Эти две мысли, как вы видите, абсолютно разные, но тем не менее они непонятным образом уживаются в моей голове. Могу сказать точно, что время летит быстро, и это факт, но иногда, оглядываясь назад, кажется что что-то было тысячу лет назад. Хочется ли домой? Пока нет. Очень часто представляю себе весенний Нижний, и пакет нектаринов в руках по дороге на Федоровского, или ветер в лицо с Оки в парке Швейцария – но скорее это просто ожидание весны. А она сюда уже пришла! Несмотря на все стереотипы о балтийской погоде, большую часть времени солнечно и тепло! И вообще ситуация налаживается, товарищи, рубль уже 75! 😉

Продолжу тем, что к сожалению обычным волонтером меня назвать нельзя. EVS предполагает, что волонтер едет с практически отсутствующим набором навыков (в идеале) и учится новому в процессе, тем самым определяя свой дальнейший жизненный путь. Я какбэ свой путь определила, и скажу вам честно – с каждым днем я все больше и больше влюбляюсь в свою работу. Наверняка, это как раз то, что мне было так необходимо – отдалиться от Сферы, чтобы понять, какая это продвинутая организация, в то же время находиться в не менее продвинутой организации и заниматься другим, тем самым отвлекаясь от обычной рутины и обязанностей. Это правда очень полезно и освежающе 😉 Поэтому тут совет – если вы решили поехать на EVS не в самом юном возрасте (имею ввиду 18-22 лет), когда у вас уже была работа (разочаровались вы в ней или по какой-то другой причине решили ее бросить и поехать) – будьте готовы, что проект может не дать вам прокачки именно каких-то профессиональных навыков. Часто я получаю вопросы о том, можно ли найти EVS, связанный например с архитектурой. Или с инженерией. Нет, ну пробовать конечно искать можно, но скорее всего вам предложат проект с детьми/инвалидами/пожилыми людьми, все, что связано с социальной сферой. Еще и еще раз – аккуратно подбирайте свой проект! Особенно в возрасте постарше. Мы не хотим разочарований. Мы хотим довольных и счастливых волонтеров!

В начале марта моя организация отвечала за крупное мероприятие этого года в сфере международного волонтерства – Техническую встречу, или Technical meeting (TM). Эта встреча всегда происходит в марте, перед началом сезона и в ее ходе собираются все-все (по возможности) организации со всего мира, дабы обсудить планы на год, рассказать друг другу о том, какие проекты они приготовили на лето для волонтеров и обсудить возможные совместные проекты. Как это проходит? Можно увидеть вот в этом небольшом таймлапсе:

Проще говоря, организации договариваются друг с другом о получасовых встречах тет-а-тет, в ходе которых рассказывают фидбэк волонтеров с прошлого года, рассказывают о проектах этого года и обсуждают возможные проблемы/риски этого года. За 3-4 дня нужно встретиться с более чем 60-ю организациями, так что вы представляете, как отсохли наши языки 😉 Эта встреча была рекордной по количеству стран-участниц и самих участников. Собрались все – Европа, Азия, Африка, Латинская Америка. Так как когда я приехала на проект, подготовка уже приближалась к концу, у меня не было серьезных заданий, но к примеру я собирала видео со всех организация для создания вот этого чудного видеоролика под песню бессмертных Битлов, и это видео в очередной раз доказывает, что волонтерство – это любовь, и никак иначе! Знакомьтесь с координаторами своих волонтерских проектов:

Помимо этого, в последние дни перед началом я помогала с бейджиками и затем успешно вручала их прибывающим, выглядели они так (все eco-friendly!)

NHBHXeCKJ5I

Немаловажно то, что на мероприятие прибыли мои любимые Катя и Оля (proof see below), и вдохнули в меня новую жизнь. Я буквально по-новому вдохнула и поняла, что весь месяц была сама не своя. Чтобы это понять, нужно было оказаться рядом с друзьями и начать себя вести как обычно – громко и нагло 😉 Мы отлично и работали, и отдыхали – время было наполнено билатералами, общением и прогулками. Погода становилась все лучше. Каждый вечер ТМ предусмотрел развлекательную программу 😉

5hIadj6PmRw

Катя работает 😉

Старый город и Пирита!

В один из вечеров в хостеле встретили безумного американца, говорящего по-русски, утверждавшего, что Крым был воссоединен! Вот такие дела.

Так или иначе, я была счастлива, когда ТМ закончился – вот моя реакция 😉

6Jflak104n4

Ну а вот и вся компания людей, которые make your summer projects happen, любуйтесь!:

21624_1108159649236872_5196616445182032324_n

Итак, ТМ закончился, некоторые организации остались и приняли участие в ярмарке международных волонтерских проектов, которую мы устроили для местных. Собственно тут я и приступила к одной из части своих обязанностей – рассказывать эстонской молодежи о том, куда и как можно поехать – преимущественно на русском, ну или на английском языках. Народу пришло человек 300 (!!!), что для Эстонии просто фурор, и у меня отсох язык. Вот ссылка на мероприятие, и нам на заметку на будущий год, ведь в следующем году ТМ пройдет в Нижнем Новгороде 😉

Вернувшись вечером домой, меня ждала новая милейшая соседка по комнате из Италии и перспектива он-арайвала на следующий день. Да-да, с 9 по 13 марта у меня был он-арайвал тренинг в городке Раквере. Плюсы – я познакомилась с другими волонтерами из Таллинна и всей Эстонии, подметила для себя пару интересных упражнений, узнала новое об Эстонии и 5 дней не думала о том, что нужно готовить 😉 Минусы – скептическое отношение не отпускало меня практически все время! Ну расскажите, расскажите мне про культурный айсберг! 😉 Я не понимала, зачем я там нахожусь, и тренера меня основательно подбешивали. Ну да ладно, самым крутым оказалось то, что изначально я считала полным бредом. На третий день нам дали ланч-боксы и сказали, что с 12 до 17 часов мы полностью свободны и должны что-то сделать по своей собственной инициативе. Дабы научить нас быть инициативными в проекте. Мы были разбиты на команды в рандомном порядке и должны были решить, а чем мы себя эти 5 часов займем. В моей группе возникло несогласие, но мы таки на пару с волонтеркой из Украины убедили остальных пойти в известный в Раквере театр, дабы изучить местную культуру, и подумать, как мы можем привлечь его к своим проектам. Мне если честно было просто интересно туда сходить.

Так вот, придя в театр, мы объяснили милейшей тетушке на кассе, для чего пришли – без договоренности, просто поговорить, к нам вышла PR-менеджер театра, молодая девушка, отлично говорящая по-английски и посвятила нам целых 1,5 часа, рассказывая о том, чем они занимаются, какие проекты осуществляют, какие у них планы и какая история. Рассказывала она очень воодушевленно! Вообще, для города подобного размера иметь такой крупный и качественный театр – счастье. Хотя, я это конечно по своим российским меркам сужу. Население Раквере – 15 000 человек. Попробуйте найдите что-то подобное в российском городе такого размера 😉 Во время разговора мы узнали, что летом у них пройдет международный фестиваль Baltoscandal, а также, что ежегодно там проходит панковый ХОР-ФЕСТИВАЛЬ! Вообще, Эстония страна поющая (и танцующая тоже) и каждые 5 лет в Таллинне проходит крупный хоровой фестиваль Laulupido, когда на огромном Певчевском поле на берегу моря собираются лучшие хоровые коллективы страны. Так вот, в Раквере главный режиссер театра делает Pubk laulupido, куда съезжаются панки со всего мира и поют все вместе. Выглядит эпически, я обязательно хочу попасть этим летом:

Вишенкой на торте стало то, что под конец встречи девушка предложила нам познакомиться с главным режиссером театра – Ullar Saaremaa, который по совместительству организует панковское действо, он в это время пил кофе в кафешке театра. Мы с ним поговорили, и так как он личность известная, и нам могли бы не поверить, что мы его видели, заселфились (голову он отводит потому, что под глазом у него красовался огромедный синяк) 😉

10620833_937796686340277_1701623163_n

Проводили нас, дав с собой кучу подарков. Я никак не ожидала, что все будет именно так и нам так повезет! Оставшись очень довольными, мы отправились к ракверескому быку пообедать на холме!

zF7MJQl_Z-4

В общем, за весь он-арайвал это стало самым знаменательным событием. Помимо этого, тут (думаю, в силу того, что страна небольшая) на один из дней пригласили всех координаторов волонтеров и сделали 3 совместные сессии – направлены они были на то, чтобы волонтеру поближе познакомиться со своим координатором, иметь время и пространство обсудить свои идеи и план работы. Несмотря на выходной день, приехали почти все. И это точно было полезно.

Вообще, март был наполнен приятными встречами с людьми, которых я давно не видела. Например, приехал из Чехии мой любимый волонтер Лукаш – в гости к моему ментору, которая была с ним на проекте в России, ко мне и на концерт Земфиры (это отдельная история – но он был конечно же классный, я еле утащила ноги оттуда домой, так напрыгалась)! Мы провели 4 дня вместе, было много Старого города и вкусной еды 😉 Вот и первый travel tip про Таллинн – обязательно нужно сводить гостей в Летную гавань, или Lennusadam – это огромный интерактивный музей, где есть подлодка, различные лодки, каяки и прочее, а также орудия, которые использовались на кораблях. Идти туда нужно минимум часов на 5, а то и больше – зайдя туда, можно конкретно зависнуть, потому что музей предлагает множество интерактивных занятий. Мы еще очень удачно попали на временную выставку про Антарктиду. По билету можно также пройти на ледокол, пришвартованный прямо около музея, а доплатив 1 евро, можно затем в течение 3-х месяцев по этому билету пройти в морской музей Эстонии, расположенный в классной башне Старого города – Башне Толстой Маргариты. Он тоже большой и классный 😉

Еще в марте в Таллинне я встретилась с Сашей, которая была моим первым кемп-лидером в моем самом первом волонтерском лагере в Керженце в России 😉 Мы не виделись 6 (!!) лет! На один вечер также приехала моя подружка из Риги Лина, с ней мы не виделись 2 года. В общем, нахождение здесь меня еще радует и по этой причине – что можно встречать старых друзей и не париться о визе или дорогих билетах 😉

А на католическую Пасху я попала в самый настоящий рай – я поехала в Познань к своей подруге Марте, и увидела, как традиционно отмечается Пасха у них! Познань зеленела и благоухала (правда она была пустая, на Пасху все по домам сидят), погода была прекрасная, мы брали велосипеды, и я была так счастлива быть там. А когда у меня была пересадка на обратной дороге в Варшаве, мои волонтеры меня не бросили – пришли Адриан с Магдой, и Даша, которая сейчас волонтерит в Варшаве. Засыпая в автобусе, дожевывая вкуснейший шоколадный пирог от Магды, я подумала, что мне невероятно везет с людьми.

Когда я вернулась из Польши, на следующий день меня ожидала поездка на один из эстонских островов (вы может быть не знали, но их тут больше 1500, из них больших – 2, остальные очень маленькие), на ярмарку для молодежи. Мы должны были сесть в самолет в 7 утра, быть там через полчаса. Я планировала остаться на ночь и вернуться в четверг утром. Еле продирая глаза я добралась до аэропорта в жуткую рань (здесь кстати очень удобно, он в 10-15 минутах езды от центра города), мы с моей коллегой Хией сели в самолетик на 17 мест, пассажиров было четверо. Я как всегда заснула под шум турбин, а разбудил меня голос пилота, который доложил, что сесть в Кярдла (столица острова) он не может из-за туч. Еще 40 минут он парил, надеясь на прояснение, но небеса решили иначе – мы развернулись и были доставлены обратно в Таллинн! Такого со мной точно никогда не бывало, и не знаю будет ли 😉 Хорошо конечно, что мы остались в безопасности, но вот молодежь на острове так и не узнала о международных волонтерских лагерях! ;(

layodlFokmM

1 апреля меня ожидала еще одна ярмарка (их тут правда очень много, некоммерческий сектор очень активный) на знаменитом Певчевском поле. Там я благополучно отсидела целый день, консультируя молодежь о волонтерских лагерях, после чего напрямую отправилась в национальный природный парк Лахемаа на хайк волонтеров моей организации ESTYES!

Дважды в год моя организация делает так называемые volunteer’s reunion, в ходе которых они оценивают проекты, обсуждают планы, после чего отправляются все вместе в поход с ночевкой, что очень сильно объединяет. Идут конечно не все, а только те, кто хочет. Я под это дело подписалась, плохо представляя что меня ждет. В пятницу вечером команда классных инструкторов (если кому хочется профессиональный хайк по эстонским лесам, вот они) сделали нам инструктаж, перепаковали рюкзаки и рассказали, как вести себя в лесу. Наутро мы с 15-ти киллограмовыми рюкзаками за плечами каждый отправились в лес. Шли мы по военным картам, останавливались попить воды и на обед. Вечером сделали палаточный лагерь, развели костер и приготовили ужин, сидели вокруг костра и сушили носки 😉 Я правда очень боялась идти в палатку, но в итоге закутавшись с головы до ног во всю одежду, что у меня была, и в два спальника, я уснула. За 2 дня мы прошли 28 километров. В первый день светило яркое солнце и мы  даже немного обгорели, во второй день же было немного пасмурно, плюс мы долго прыгали по болотным кочкам – потому что попали в болото (а сколько-то процентов Эстонии, если память не изменяет, 30, покрыта болотами) и нужно было оттуда выбираться. К концу второго дня я проклинала все, не понимала, зачем пошла, ноги отказывались идти, но в то же время идти хотелось быстрее, чтобы скорее дойти до ж/д станции. Рюкзак я попеременно любила и ненавидела, ноги были насквозь сырые. НО! Это классный опыт – например, я научилась-таки пользоваться компасом – это объединяет людей, и заставляет ценить душ и свою кроватку. Вот она, лесная романтика:

Вернувшись домой, я упала на кровать и еле соскребала себя с нее весь вечер. Тем не менее, я запомню этот поход надолго!

Это о событиях.

Теперь про Эстонию и Таллинн (кто-нибудь может уже устал читать, м? бросайте это дело).

Недавно получала вопросы типа – Эстония вообще какая? Я слышал, там к русским плохо относятся? По порядку.

С уверенностью можно сказать, что среди трех балтийских стран Эстония распиарилась лучше всего. Есть у них множество сайтов, на которых можно найти информацию о туризме по стране и о событиях. Самый крупный – Visit Estonia, там есть абсолютно все. Если вы туда зайдете, все поймете – сколько здесь мероприятий и интересных мест. 50% страны – лес, поэтому для них походы в лес это очень важно 😉 А население всей страны меньше Нижнего Новгорода, тем не менее событий в Таллинне миллион почти всегда! Эстония гордится тем, что тут все Э-лектронно. Правда, онлайн можно сделать все, даже стать э-гражданином. Даже в глухом лесу хорошо ловит интернет, у меня во время хайка был стабильный 3G или H+. Мало того, что онлайн все можно сделать, у каждого гражданина есть Id-карта, к которой подключены все сервисы – медицина, пенсионное обеспечение, страхование и прочее. Видела, что у них есть что-то типа личной флешки, в которую они вставляют эту карту. До конца не поняла, что это такое и для чего нужно, но по их словам очень удобно 😉 У меня нынче такая карта тоже есть, и ее преимуществом является то, что по ней я смогла зарегистрироваться по адресу и теперь у меня бесплатный проезд по Таллинну! Да-да, все граждане этого города ездят бесплатно, нужно просто не забывать валидировать карточку при каждой поездке. Катайся – не хочу!

Насчет отношения к русским – бред! 30% населения страны – русскоговорящие, и эти два мира – эстоноговорящий и русскоговорящий постоянно меня удивляют. Я конечно далеко не эксперт, но тем не менее. Это будто две вселенные, находящиеся на одной территории, и совершенно не задевающие друг друга. Детские сады отдельно, школы отдельно, насчет дальнейшей работы уже не знаю, но куда ни приди – русскоговорящий сотрудник для вас найдется точно. Ненависти я не почувствовала ни разу. Возможно, из-за сложной истории, есть какой-то подспудный конфликт, но он ни в коем случае не перерастает ни во что большее. Я часто хожу в русские школы, у детей иногда проскальзывает сарказм по отношению к эстонцам, но я думаю, что это по глупости. Те, кто понимает, что они живут здесь и будут жить здесь, стараются учить эстонский и заводить друзей из эстоноговорящего сообщества. В общем, тема эта очень интересная и глубокая, и возможно мне тут нельзя о чем-то судить. Если будут у меня еще какие-то наблюдения по этому поводу – напишу 😉 Когда на он-арайвале эта тема была затронута, я хотела расцеловать тренеров, которые сказали – это не русские оккупировали Эстонию после Второй мировой, это был Советский Союз! Anyway, тема сложная и спорная, самое главное – ненависти нет, по-русски говорят многие, если не по-русски, то по-английски точно, страна открыта к туристам, а в Таллинне живет много людей разных национальностей, что не может не означать, что он – foreigner-friendly.

Эстонцы очень бережно относятся к своей культуре. Каждый второй танцует в фольклорном ансамбле, или поет народные песни. Правительство поощряет тех, кто учит эстонский – вы можете сохранять чеки за свое обучение, и после сдачи экзамена на определенный уровень, деньги вам возвращаются государством!

Много людей занимается спортом. Постоянно вижу бегунов, сейчас уже – велосипедистов, роллеров и прочее прочее. Если прийти на пляж Пирита (типа нашего Гребного канала, только с морем), то вы увидите десятки качающихся, бегающих и прочих людей. Недавно я там наблюдала за парапланеристами, мимо меня пробегали люди, вышедшие на вечернюю пробежку, а я пончики ела 😉 Есть тут что-то типа пышечной на Конюшенной, вкусно невозможно.

Наличие моря в городе – огромный плюс. Теперь у меня есть любимая забава – в любую погоду и при любом настроении поехать туда и врубить музыку в наушниках погромче.

Таллинн очень  и очень грубо можно поделить на – центр (Кесклинн) с средневековым Старым городом и его окрестностями, деревянные районы – Кадриорг (спокойный, размеренный, VIP-шный, я там работаю к слову 😉 и Каламая – хипстерский (или прикидывающийся хипстерским) с известным Creative City Telliskivi – бывшая фабрика, преобразованная в магазины, рестораны, бары. Занимательное место. Ну и спальные районы, их несколько, основные – Ласнамяэ (считающийся русским) и Мустамяэ (считающийся эстонским). Тут конечно панельный рай, дом за домом, дом за домом и миллион супермаркетов. Вокруг моего дома было 3, теперь еще один отгрохали, аж глаза разбегаются. Именно здесь подтверждаются худшие стереотипы о России – девушки на шпильках и в леопардовых пальто, мужики, распивающие водку на остановке, молодежь, которая врубает рэп на весь автобус, не позаботившись надеть наушники. Это тоже крайне занимательно 😉

В общем и целом, жить здесь удобно. Много мероприятий на любой вкус, но в то же время город небольшой и нешумный. Всем к посещению классный музей современного искусства KUMU – 5 этажей искусства. Отлично ходит транспорт! Знаю, что многие проходили собеседования сюда, кого-то взяли, кто-то уже скоро едет. Не жалейте ни секунды!

Со временем у меня будет больше информации и я буду писать об этом 😉

И теперь про проект.

EVS проекты грубо можно поделить на 2 части – когда вы работаете в детском саду, школе, молодежном центре, центре для людей с ограниченными возможностями. У вас есть конкретная аудитория и у этой аудитории есть расписание. Вы под него подстраиваетесь и ассистируете педагогам/сотрудникам и по желанию проявляете инициативу в осуществлении мини-проектов. Вы можете быть уверены, что занятость у вас точно будет.

Второй вариант – вы работаете в офисе некоммерческой организации. Помогаете с осуществлением их проектов, пишете мэйлы, работаете с сайтом и медиа и прочее, прочее, прочее. Здесь уже ваша деятельность более расплывчата, и по сути – весь ваш проект это череда мини-проектов. Попадая на такой проект, нужно четко понимать, что пока вы сами не начнете рыть землю у себя под ногами, происходить ничего не будет. Вам нужно постоянно что-то предлагать, искать, планировать и заставлять происходить. Без этого вы просто зависнете на Фейсбуке и ваш проект ничем примечательным отмечен не будет. К сожалению, я видела много таких случаев. Волонтера демотивирует работа с компьютером, а не с людьми, потому что не видно немедленного результата. Но надо понимать, что именно эта работа за компьютером впоследствии приведет к непосредственной работе с людьми.

Подходит для обоих типов проектов – пока не начнете трясти коллег со своими идеями и предложениями, сами они к вам навряд ли подойдут. Организация дает вам ресурсы, базу, общее направление работы. В остальном вы свободны и вот тут как раз есть шанс показать себя! Проявить свою инициативу, а если никогда раньше этого не делали – научиться это делать. Волонтер – не полноценный сотрудник, и часто staff организации может не понимать, зачем он нужен. Это также дополнительная нагрузка – им же заниматься надо, время уделять, свое рабочее тратить! Посему никогда не стесняйтесь теребить. Я не говорю, что коллег надо душить идеями и не давать им проходу, но мягко пинать и просить поспособствовать чему-то нужно – в любом случае, без их помощи ничего не продвинется. Да, просить сложно, неудобно, да, вы отрываете их от важных дел, но у вас есть всего год – так выжимайте из него по максимуму.

Что я делаю? Хожу в школы с презентациями о волонтерстве, скоро мы начинаем с этими же школами уже игровой проект – будем проводить мастер-классы по межкультурной коммуникации. Это очень занятно, и я уже вижу одинаковую ситуацию почти в каждом классе – на первом ряду сидят вдохновленные девочки, которые задают миллион вопросов о том, как поехать, в середине – сомневающиеся, на камчатке хмурые парни, которые бубнят – “деньги надо зарабатывать, а не ерундой заниматься”. Таллиннские школы оказались очень дружелюбными, приходила я к ним без всяческой презентации, просто писала на почту и в больше чем половине случаев получала положительный ответ. Я была удивлена тому, что ответ есть в принципе, а тут еще и положительный! Еще тут в каждом районе есть открытый молодежный центр – это обязательно и спонсируется государством. С 12 до 20 туда может прийти любой ребенок или молодой человек, просто поиграть в настольные игры, бильярд или настольный хоккей, а молодежные работники центра в свою очередь придумывают для них всяческие мероприятия – клубы по интересам, кинопоказы, воркшопы и прочее. Это развито очень сильно и даже в самом маленьком городе такой noortekeskus есть. Молодежные работники также очень открыты к идеям!

Хожу на ярмарки, где представляю свою организацию.

Объездила несколько EVS проектов в Эстонии, где работают волонтеры моей организации – Выру, Тапа, Йыхви, Раквере. Особенность тут заключается в том, что в Эстонию приезжает много волонтеров – как по ЕВС, так и в лагеря. Спрос рождает предложение, и проектов здесь очень-очень (лагерей в этом году в маленькой Эстонии 55 (!!), EVS проектов очень и очень много. Так что очень силен incoming, поэтому мне очень полезно смотреть, как они это делают, потому что в России с этим проблемы. Но вот уехать из Эстонии по волонтерским программам молодежь не очень хочет – во-первых, молодежи меньше, чем в России, и объемы меньше, во-вторых, помимо волонтерства у них куча других возможностей, предоставляемых ЕС.

-0SIfG0Sdos

Работаю с сайтом, стараюсь продвигать страницу в ВК.

12 апреля попробовала повторить Сферовский квест по международным волонтерским программам! Людей пришло мало, но они остались довольны, а это самое главное.

Решив использовать квест как информационный повод, наудачу отправила релиз на три русскоязычные радиостанции. Ответа не ожидала, но все три в тот же день перезвонили и пригласили к себе. Вот уж не знаю, либо Теплица меня так научила релизы хорошо писать, либо у них было информационное голодание. Anyway, я с радостью 3 раза вышла в прямой эфир и рассказала о международном волонтерстве 😉 На одном из радио (а запись оттуда здесь), которое находится в центре города, редактор отвела меня на крышу!! Вид оттуда был и на море, и на Старый город и я чуть в обморок не упала от неожиданности и красоты!

WCMabO2PqlQ

Таллинн – простой город. Он компактный, и тут нет абсолютно ничего вычурного. Поэтому он мне и нравится.

Думаю, один из главных навыков, приобретаемых на проекте – умение работать в команде. Особенно полезно мне, человеку, который никогда этого не делал. И на работе, и дома я больше не одна и я учусь подстраиваться, находить общий язык.

А вообще, если у вас получится начать проект в феврале-марте – делайте это. Как приятно наблюдать приход весны и ждать лета. Большинство проектов начинается в сентябре, так что это отнюдь не истина в первой инстанции, просто небольшая ремарка.

Под конец добавлю еще несколько лесных фотографий.

Пост написан под прекрасную АлоэВера.

П.с. если есть пожелания по будущим, более насущным темам – пишите в комментарии или на ltv.sfera@gmail.com.

Прекрасной вам весны!

 

Leave a Reply

